Никогда не снимайте против солнца
Пожалуй, это правило держит в голове каждый фотограф-новичок. Звучит вполне логично, ведь стоит ослушаться, и кадр получится чрезмерно контрастным: небо теряет краски, превращаясь в непонятное белое пятно, а объекты на переднем плане становятся темными. В то же время объектив фотоаппарата охотно ловит «зайцев», а поэтому добиться желаемого эффекта становится крайне сложно.
Однако «сложно» не значит «невозможно»! Стоит лишь правильно подобрать свет, оборудование, и, главное, хорошенько набить руку – именно в руках опытного фотографа получаются невероятно чувственные силуэтные портреты: эмоциональные, загадочные, мечтательные и романтичные.
Виды света
В мире фотографии свет делится на две большие категории: естественный и искусственный. Первый мы получаем от природных источников (солнца, звезд и луны), а второй обеспечивается дополнительными источниками (лампами, софитами, вспышкой, гирляндами, свечами). Также фотографами выделяется «гибридный» смешанный свет, когда в кадре используется естественное освещение, усиленное осветительными приборами.
Естественный свет, в свою очередь, может быть жестким, мягким или контровым. Жесткий свет достигается в том случае, когда его источник располагается строго над объектом съемки – примером тому может быть полуденное солнце или потолочная люстра. Мягкий или иначе рассеянный свет получается в ту пору, когда солнце находится сбоку и относительно низко – например, рано утром или вечером перед закатом. Контровым принято называть свет, расположенный за объектом съемки. Контражур дает возможность создавать атмосферные, подсвеченные изнутри контурные портреты. Как правило, для красивой картинки потребуется еще и дополнительный боковой свет – в противном случае лица либо силуэты получатся слишком темными.
Особенности портретной съемки
Оптимальным временем для контровых снимков принято считать закат – час, когда небо озаряет теплый, мягкий, не слепящий свет, обеспечивающий высокую контрастность и яркость картинки. Контровой свет можно использовать как для силуэтных, так и для портретных фото. В первом случае фотограф полагается преимущественно на свет, расположенный позади объекта, а во втором – использует отражатель либо вспышку и рассеиватель, что дает возможность сохранить «читаемость» черт лица.